Операцией по задержанию журналиста Ивана Голунова руководил полковник полиции, начальник отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы Андрей Щиров.
В совместном расследовании «Трансперенси Интернешнл — Россия» и «Муниципальный сканер» выяснили, что связывает полковника с мафией и мошенническими сделками.
Ювелирная работа
Брат Андрея Щирова, юрист Денис Щиров, согласно данным ЕГРЮЛ, долгое время владел целым рядом компаний, связанных со скандально известным ювелирным заводом «Бронницкий ювелир» и представлял интересы этого завода в судах.
Среди этих аффилированных компаний — ювелирная сеть «Золотое Ремесло».
Там же, в «Золотом Ремесле», работала Анастасия Маковская, которая, судя по совместным свадебным фотографиям, является супругой полковника Щирова.
Автомобиль, на котором ездили Щиров и Маковская, позже был продан Тимуру Нурханову, другу Андрея Щирова, также работающему с «Бронницким ювелиром».
«Бронницкий ювелир» арендует у семьи Нурхановых площади в ювелирном центре «Голден Гросс».
«Бронницкий ювелир» ранее оказался замешан в уголовном деле о незаконном обороте золота и серебра с использованием схемы по уклонению от уплаты НДС.
Уголовные дела были возбуждены по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов) и ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).
В данном случае схема выглядела так: банк «Совинком» продал государственному «Московскому заводу по обработке специальных сплавов» слитки золота и серебра за 1 млрд рублей.
При этом владельцем драгоценных металлов банк не был — они были записаны как имущество фирм-однодневок.
Затем банк потребовал возврат НДС, а полученные 156,7 млн рублей разделил примерно поровну между собой и заказчиками схемы.
Полученные от возврата НДС деньги выводились на счета нескольких фирм, в том числе и ООО «Торговый дом „Бронницкий ювелир“».
Уголовное дело в 2010 году расследовало управление ФСБ по Москве и Московской области, частично материалы этого дела приводятся в решении Арбитражного суда Москвы.
Интересное совпадение — в 2003 году банк «Совинком», фигурировавший в уголовном деле, стал учредителем некоммерческой организации «Фонд поддержки правоохранительных органов Западного административного округа» (того самого, где несет службу полковник Щиров).
В 2014 году у «Совинкома» отозвали банковскую лицензию за проведение сомнительных операций.
Среди учредителей Фонда поддержки был еще один банк — «Интеркоопбанк», у него отозвали лицензию в 2017 году из-за сомнительных операций, связанных с обналичиванием и выводом денежных средств за рубеж по сделкам с ценными бумагами.
Как и кого поддерживал этот «фонд поддержки» — неясно, но (как выяснили Baza и «Трансперенси Интернешнл») на Щирова и его родителей под Наро-Фоминском зарегистрировано не менее девяти земельных участков, стоимость которых, по оценке журналистов, составляет около 20–30 млн рублей (сам Щиров утверждает, что их цена намного ниже).
Связь с ОПГ
Кто же стоит за «Бронницким ювелиром»?
В начале 2000-х «Бронницкий ювелир» был на грани банкротства и его выкупила «Судкомгрупп», вложив в ювелирное производство $9 млн.
Директором «Судкомгрупп» являлся бывший замначальника управления кадров Федеральной пограничной службы, контр-адмирал Игорь Донской.
«Судкомгрупп» также владела долями в станкостроительным заводом «Свердлов», «СвердловТяжМаш», «Гидросистема» и в Судкомбанке.
Учредителем и акционером «Судкомгрупп» являлась австрийская компания SUDCOM Holding GmbH, которая принадлежала Гарегину Цатурову и Ирине Шустер.
А в 1996 году Гарегин Цатуров вместе с Олегом Шустером учредили Фонд поддержки торговых и промышленных предприятий Северо-западного региона.
В книге об истории уголовного мира «Бандитский Петербург» известный исследователь криминальной изнанки северной столицы Андрей Константинов пишет об Олеге Шустере как о ранее судимом и связанном с «Тамбовской группировкой».
Его упоминают как одного из первых бизнес-партнеров Аркадия Ротенберга, спонсора культового телесериала «Улицы разбитых фонарей» и экс-вице президента Национального союза дзюдо.
Описывая систему организации рынка проституции в Санкт-Петербурге, газета «Коммерсантъ» в 2001 году сообщала, что в 1990-е годы «патронаж над этим бизнесом взял «тамбовский» авторитет Олег Шустер.
Свой первый срок он получил именно за избиение проститутки».